Таким образом, анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постоянно движут религиозные мотивы, насчитывается не более 3-4%. Однако в целом вопрос о степени и глубине религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения, остаётся открытым ввиду изменчивости поведения и мировоззренческих установок относительно большой группы военнослужащих.
юридическая консультация призывникам Исследования показывают, что некоторые верующие в Бога молятся лишь иногда (34,5%), посещают богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%). Анализ глубины веры позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на всплеск религиозности, наблюдаемый в последнее десятилетие, процессы секуляризации общественного сознания продолжаются. И это согласуется с общемировой тенденцией.
Важной характеристикой религиозной ситуации является распределение военнослужащих по конфессиям, т.е. их конфессиональная идентификация. Анализ полученных данных показал, что лишь 60% военнослужащих, считающих себя верующими, ответили на вопрос о своей конфессиональной принадлежности, т.е. остальные 40% надо полагать, не идентифицируют себя ни с каким вероисповеданием.
Многие отвергают «организованную» религию, которая имеет церковно-бюрократическую организационную структуру (например, церковь) так как религиозные институты, по их мнению, не способны улучшить мир. Тем не менее, 40% военнослужащих, из числа указавших свою конфессию, назвали себя православными, а носят крестик 38,6%; 5,4% - мусульманами; 1,5% - буддистами; 0,6% - католиками; 0,8% – старообрядцами; 0,3% – иудеями; 1,4% - исповедуют другие религии. Кроме того, 10% верующих идентифицируют себя как «просто христиане». В их число входят военнослужащие-протестанты (не менее 1,5%).
Таким образом, каждый второй верующий военнослужащий исповедует христианство. Свидетельством тому является и общее число ответивших, что отмечают христианские праздники (Рождество, Пасху и др.).
Такое понижение доли православных среди военнослужащих свидетельствует, с одной стороны, о том, что мода на веру проходит, а с другой - показывает, что попытки административного введения православной веры и превращени её в идеологию вызывают в массе военнослужащих обратную реакцию. Особенно потрудились на этой ниве политические партии и государственно-церковная бюрократия, которые, спекулируя на духовно-нравственных традициях России, навязывают мифы о симфонии церкви и государства.
Данные свидетельствуют о некотором снижении уровня общественного доверия к религии и церкви. Существует более чем десятикратная разница между количеством военнослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой. Это не значит, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозных традиций, а свидетельствует о том, что они происходят из одной этнокультурной среды и относят себя к православной, или мусульманской, или иной вере.
В связи с усилением влияния религиозного фактора на общественно-политическую жизнь страны в ходе исследований был изучен вопрос об отношении военнослужащих к сослуживцам - представителям иного вероисповедания. В ходе опросов выявлялась религиозная веротерпимость. Более 9% опрошенных военнослужащих обеспокоены деятельностью других конфессий, а 8% считают, что иное вероисповедание сослуживца оказывает на него негативное влияние (мешает службе, снижает боевую готовность, ухудшает моральный климат); правда, большинство исходит из того, что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не оказывает (63,3%).
Другое по темеРелигиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении
долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин
находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного
синкретизма. Конфуциан ...
|