Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Проблемы религии в социологии О. Конта и Г. Спенсера
Страница 2

В позитивном состоянии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений. Он сосредоточивается, используя и правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действительных законов явлений, т. е. неизменных отношений последовательности и подобия. На этой стадии утверждается позитивно-научный взгляд на природу и общество, используются методы положительных наук; человек с помощью наблюдения и эксперимента изучает реальность, выделяет постоянные связи и формулирует законы, а на первый план выступают научно-эмпирически ориентированные ученые и мыслители. https://домпряжи.рф спицы для вязания gamma спицы прямые бамбук.

Теологическая система достигла наивысшего совершенства, когда поставила провиденциальное действие единого существа на место разрозненных вмешательств многочисленных, независимых друг от друга божеств. Крайний предел метафизической системы состоит в замене частных сущностей одной общей великой сущностью — природой, рассматриваемой как единственный источник всех явлений. Совершенство, к которому постоянно, хотя, весьма вероятно, безуспешно стремится позитивная система, заключается в возможности представить все наблюдаемые явления частными случаями одного общего факта, как, например, тяготения.

Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, поскольку представление о богах ассоциируется с представлением о героях, от которых ведут родословную племенные вожди, а затем и аристократия возникающих государств. Своего завершения эта стадия достигает в “католическом и феодальном режиме”. Христианский монотеизм является последней исторической формой “теологическогр синтеза”, который выполнял функцию гармонизации “инстинктивных импульсов”, особенно военных. Но прогресс развития промышленности, интеллекта подрывает теологический порядок вещей, а падение веры приводит к распаду социальных связей. Это разложение достигает апогея в период революционных кризисов. Абстракции метафизического разума противостоят исторически сложившемуся социальному порядку и приводят к возмущению против него — наступает метафизическая эпоха, переход к индустриальному существованию. Наследием революции является “анархия умов”, с которой должен покончить “позитивный синтез” научного знания; средоточением этого синтеза является социология.

Конт расширил рамки социологии до “практической науки” преобразования общества на основе “социолатрии” — культа человечества как единого “Великого Существа”. Ведь сам по себе человек — это “зоологический вид”, его истинная природа раскрывается только в человечестве как огромном организме, составленном из совокупности ушедших, живущих и будущих поколений.

Отвергая богооткровенные религии (иудаизм, христианство, ислам), Конт стремился создать “позитивную религию человечества”, деля ее на два вида: общественную и частную.

В общественной религии вместо Бога предметом почитания и преданности является человеческий род: Идеально-Реальное, коллективное “Великое Существо” (Grand Etre). Оно образует непрерывное целое, включающее в себя прошедшее, настоящее и будущее. Суть религиозного отношения в общественной религии — служение благу человечества. Религия — то, посредством чего можно систематизировать человеческую жизнь, состояние полного единства в существовании социальном и личном, состоя ние альтруизма. Она сосредоточивает все стремления человечес-кой природы — деятельность, любовь, мысль — и руководит по литикой, искусством, философией.

Культ общественной религии состоит из церемоний, жеств, праздников, посвященных прославлению человечества различных политических союзов, воспоминанию о великих исто-рических событиях. Институт служителей общественной религия имеет всю полноту моральной власти.

В частной религии предметом является не человечество, а его достойные индивидуальные представительницы: женщины мать, жена, дочь. Культ составляют молитвы, являющиеся излия-ниями чувств. Каждому предоставляется право самому сочинять их текст. Конт устанавливал девять “таинств”, которые посвящены выдающимся событиям в жизни человека: представление ворожденного; посвящение (инициация) достигшего 14 лет; допущение к приготовлению на службу в 21 год; назначение на должность в 28 лет; брак; зрелость по достижению 42-летнего возраста; отставка по достижению 63 лет; “преобразование” перед смертью; освящение и включение достойного в “Великое Существо” через 7 лет после смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Начало константинианской эры: политический, социальный и религиозный кризис ІV века
П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием, в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единст ...