Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Проблемы религии в социологии О. Конта и Г. Спенсера
Страница 5

Спенсер стремился показать, что “конечные религиозные идеи” и “конечные научные идеи” общи. По вопросу о происхождении и природе Вселенной возможны три предположения: считать ее или самосуществующей, или самосозданной, или созданной посторонней силой. Однако эти гипотезы немыслимы, не могут быть представлены в сознании. Окружающие нас предметы и деятельность, так же, как явления нашего сознания, принуждают нас объяснять их причины, а это приводит к гипотезе Первой Причины, на которую мы должны смотреть как на Бесконечную и Абсолютную. Но понятия Бесконечного и Абсолютного окружены противоречиями. Религии, будучи диаметрально противоположными в своих открыто исповедуемых догматах, совершенно согласны между собой в признании того, что существование мира со всем его содержанием есть тайна, вечно требующая объяснения. Сущность религий — “вера в вездесущность чего-то, что превосходит разум”. Тайна, признаваемая всеми религиями, оказывается трансцендентной, не относительной, а абсолютной. Сила, проявляемая во Вселенной, совершенно непознаваема.

Конечные научные идеи также свидетельствуют об этом. Пространство, время, материя, движение, “продолжительность” и “существо” сознания непостижимы. Всякое знание относительно; действительность, находящаяся позади видимости, вечно остается за пределами объясняемого.

В то же время Спенсер считал: законы мысли решительно предотвращают возможность образования понятия об абсолютном существовании; но эти же самые законы не позволяют совершенно отделаться от сознания абсолютного существования. Существование Неотносительного вытекает из следующих фактов: все наше знание относительно; относительное само по себе не мыслимо иначе, как относящееся к реальному Неотносительному; если Неотносительное или Абсолютное не будет постулировано, то само относительное станет Абсолютным. Только вера в Абсолютное, превосходящее не только человеческое познание, но и ч ловеческое понимание, может привести к согласию науки религии. Каждое явление есть проявление безграничной и непостижимой силы. Этим выводом религия согласуется с наукой. Религия, по мнению Спенсера, среди всех своих многочисленных ошибок и извращений утверждала и распространяла высшую истину: все вещи суть проявления силы, лежащей за пределами нашего знания. Признание подобной истины, хотя бы в самой совершенной форме, было с самого начала жизненным элементом религии. По-настоящему религиозный элемент религии всегда был хорош; а то, что оказывалось несостоятельным в доктрине вредным на практике, было ее иррелигиозным элементом — от него она со временем избавлялась. Деятель, совершавший это очищение, наука. Прогресс науки — это есть в силу необходимос-ти движение по направлению к причинам все более и более абстрактным, все менее и менее понятным. Следовательно, самая a6страктная концепция, к которой наука постоянно и постепенно приближается, та,- что погружается в непостижимое и немыслимое. И таким образом оправдывается утверждение, будто верования, к принятию которых наука принудила религию, были по внутреннему своему смыслу религиознее ими замещенных.

Спенсер полагал философию знанием наивысшей общности. Истины философии относятся к высшим научным истинам так, как эти последние относятся к низшим научным истинам. Как каждое более обширное научное обобщение охватывает и соединяет более узкие, так обобщения философии охватывают и соединяют самые обширные обобщения науки. Это конечный продукт того процесса, который начинается простым собиранием сырых Наблюдений, продолжается установлением суждений, имеющих большую общность и более свободных от частностей, и кончается всеобщими положениями. Знание в своей низшей форме есть необъединенное знание; наука есть отчасти объединенное знание; философия есть вполне объединенное знание. Поэтому к истинам философии относится положение, что все известное есть проявления,непознаваемого.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме

Ислам: направления, течения, секты
В отличие от христианства, складывавшегося на базе множества различных течений и сект и сплавлявшегося в единое целое усилиями многих незаурядных его деятелей, начиная с последователей евангельского апостола Павла, ислам вначал ...