Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Проблемы религии в социологии О. Конта и Г. Спенсера
Страница 5

Спенсер стремился показать, что “конечные религиозные идеи” и “конечные научные идеи” общи. По вопросу о происхождении и природе Вселенной возможны три предположения: считать ее или самосуществующей, или самосозданной, или созданной посторонней силой. Однако эти гипотезы немыслимы, не могут быть представлены в сознании. Окружающие нас предметы и деятельность, так же, как явления нашего сознания, принуждают нас объяснять их причины, а это приводит к гипотезе Первой Причины, на которую мы должны смотреть как на Бесконечную и Абсолютную. Но понятия Бесконечного и Абсолютного окружены противоречиями. Религии, будучи диаметрально противоположными в своих открыто исповедуемых догматах, совершенно согласны между собой в признании того, что существование мира со всем его содержанием есть тайна, вечно требующая объяснения. Сущность религий — “вера в вездесущность чего-то, что превосходит разум”. Тайна, признаваемая всеми религиями, оказывается трансцендентной, не относительной, а абсолютной. Сила, проявляемая во Вселенной, совершенно непознаваема.

Конечные научные идеи также свидетельствуют об этом. Пространство, время, материя, движение, “продолжительность” и “существо” сознания непостижимы. Всякое знание относительно; действительность, находящаяся позади видимости, вечно остается за пределами объясняемого.

В то же время Спенсер считал: законы мысли решительно предотвращают возможность образования понятия об абсолютном существовании; но эти же самые законы не позволяют совершенно отделаться от сознания абсолютного существования. Существование Неотносительного вытекает из следующих фактов: все наше знание относительно; относительное само по себе не мыслимо иначе, как относящееся к реальному Неотносительному; если Неотносительное или Абсолютное не будет постулировано, то само относительное станет Абсолютным. Только вера в Абсолютное, превосходящее не только человеческое познание, но и ч ловеческое понимание, может привести к согласию науки религии. Каждое явление есть проявление безграничной и непостижимой силы. Этим выводом религия согласуется с наукой. Религия, по мнению Спенсера, среди всех своих многочисленных ошибок и извращений утверждала и распространяла высшую истину: все вещи суть проявления силы, лежащей за пределами нашего знания. Признание подобной истины, хотя бы в самой совершенной форме, было с самого начала жизненным элементом религии. По-настоящему религиозный элемент религии всегда был хорош; а то, что оказывалось несостоятельным в доктрине вредным на практике, было ее иррелигиозным элементом — от него она со временем избавлялась. Деятель, совершавший это очищение, наука. Прогресс науки — это есть в силу необходимос-ти движение по направлению к причинам все более и более абстрактным, все менее и менее понятным. Следовательно, самая a6страктная концепция, к которой наука постоянно и постепенно приближается, та,- что погружается в непостижимое и немыслимое. И таким образом оправдывается утверждение, будто верования, к принятию которых наука принудила религию, были по внутреннему своему смыслу религиознее ими замещенных.

Спенсер полагал философию знанием наивысшей общности. Истины философии относятся к высшим научным истинам так, как эти последние относятся к низшим научным истинам. Как каждое более обширное научное обобщение охватывает и соединяет более узкие, так обобщения философии охватывают и соединяют самые обширные обобщения науки. Это конечный продукт того процесса, который начинается простым собиранием сырых Наблюдений, продолжается установлением суждений, имеющих большую общность и более свободных от частностей, и кончается всеобщими положениями. Знание в своей низшей форме есть необъединенное знание; наука есть отчасти объединенное знание; философия есть вполне объединенное знание. Поэтому к истинам философии относится положение, что все известное есть проявления,непознаваемого.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...