Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Проблемы религии в социологии О. Конта и Г. Спенсера
Страница 3

Значительную роль в социологическом осмыслениии религий сыграл английский философ и социолог, также входивший в кpyг родоначальников позитивизма Г. Спенсер. В своих трудах “Основные начала”, “Основания социологии”, “Основания психологии” и других он стремился создать систему “синтетической философии”, развил идеи органической и эволюционной социологии. Спенсер принял разделение социологии на “социальную статику” и “социальную динамику”; рассматривал Строение эволюцию общества на основе принципов естественных наук, И прежде всего биологии. По его мнению, общество представляет собой организм, свойства которого сходны со свойствами живого тела, а постоянные отношения между частями общества анало-гичны тем же отношениям между частями тела. Социолог выделял черты, позволяющие смотреть на общество как на организм: непрерывный рост, усложнение строения, общественные отправления, наличие систем-органов - питания, распределения, регуляции и т. д.

Спенсер выделял три вида эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Эволюция человеческих обществ включена в общий эволюционный процесс и представляет собой форму надорганической эволюции. В числе факторов социальных явлений в ней выделяются внешние — климат, поверхность земли, флора и фауна; и внутренние — физические, эмоциональные и интеллектуальные качества социальных единиц-индивидов. К вторичным или производным, факторам относится перемена климата в результате вырубки лесов и осушения почвы, изменение флоры и фауны обитаемой местности. Рост общества является одновременно и следствием и причиной социального прогресса. Взаимовлияния общества и его единиц постоянно кооперируются в производстве новых элементов. По мере того как общества увеличиваются в объеме и усложняются в строении, они производят глубокие изменения друг в друге путем то военных столкновений, то промышленных отношений. Постоянно накапливающиеся и усложняющиеся надорганические продукты, вещественные и духовные, образуют новый класс факторов, которые становятся все более и более влиятельными причинами изменений.

Спенсер следующим образом описывал процесс эволюции. Повсюду во Вселенной, как в общем, так и в частном, происходит беспрерывное перераспределение материи и движения. Это перераспределение является эволюцией, когда в нем преобладает интеграция материи и рассеивание движения, но — разложением в случае преобладания движения и дезинтеграции материи. Эволюция будет простой, если процесс интеграции или образования связного агрегата не осложняется другими процессами. Эволюция будет сложной, если рядом с первичным изменением от бес-пзяэного состояния к связному происходят вторичные изменения, вызванные несходством в положениях различных частей arpeгата. Вторичные изменения совершают превращение однородного в разнородное. Это превращение, подобно первичному изменению, обнаруживается во Вселенной как в целом, так и во всех (или почти всех) ее частях: в агрегатах звезд и туманностей; солнечной системе; земле как неорганической массе; каждом организме, животном и растительном; собрании организмов в течение геолог ческого периода; духе; обществе; во всех продуктах общественной деятельности. Процесс интеграции соединяется с процессом дифференциации, чтобы сделать это превращение не просто переходом от однородности к разнородности, но переходом от неопред ленной однородности к определенной разнородности. Одна развитие имеет предел: равновесие является конечным результатом превращений, испытываемых развивающимся агрегатом, после чего начинается процесс дезинтеграции (разложения). Разложение есть процесс обратных изменений, которому рано или поздно подвергается всякий развивающийся агрегат. Этот ритм| эволюции и разложения вечен и всеобщ — каждая из чередующихся фаз процесса господствует когда-то в одном месте, когда-то — в другом. Таким образом, имеются в виду три момента в законе эволюции: интеграция — переход разрозненных элементов в нечто сплоченное и концентрированное; дифференциация — движение от однородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности); возрастание определенности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...