Законодательство Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях: анализ новаций Татьяна Титова
16 ноября прошлого года в Беларуси вступил в силу новый Закон "О свободе совести и религиозных организациях", принятие которого белорусским парламентом сопровождалось бурными дебатами как в самой республике, так и за ее пределами.
Госдепартамент США в своем ежегодном отчете о положении в области свободы вероисповедания в различных странах мира назвал принятый закон «одним из самых репрессивных законов о религии во всей Евразии». По словам представителя Хельсинкской комиссии США (федеральное агентство, ведущее мониторинг соблюдения Хельсинкских соглашений) Кристофера Смита, подписанный Лукашенко закон, «несомненно, нарушает международно признанные нормы прав человека». Смит считает, что режим Лукашенко полон решимости искоренить в стране религиозные меньшинства (См. Н.Константинов Конфессии Non Grata.- Независимая газета.- 1 (109), 15 января 2003 г.).
В самой Беларуси принятие закона вызвало резкие протесты со стороны представителей различных протестантских деноминаций (главным образом пятидесятников) и некоторых восточных культов (прежде всего кришнаитов). Они также считают, что закон закрепляет преимущественное положение в стране Православной Церкви и ущемляет права других конфессий.
Наибольшей критике подверглись следующие законодательные новации. Во-первых, преамбула закона выделяет ведущие белорусские религии и конфессии. В ней говорится о признании «определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической Церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-Лютеранской Церкви, иудаизма и ислама». При этом провозглашается принцип равенства религий перед законом.
Следующим объектом критики послужила норма закона, предусматривающая обязательную государственную регистрацию религиозных организаций. По мнению противников законопроекта, это означает запрет на любую неформальную религиозную деятельность. Поскольку, согласно закону, религиозное объединение может быть зарегистрировано только при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет, пройти регистрацию не смогут все те религиозные организации, которые появились в республике позже 1982 г., в первую очередь различные протестантские деноминации и восточные религии.
Противники белорусского закона также указывают на то, что он фактически вводит цензуру на литературу религиозного содержания. Согласно одной из его статей, «ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий».
Нужно отметить, что разработчики закона не скрывали своего дифференцированного отношения к существующим на территории Беларуси конфессиям. «Проект закона учитывает традиции Белоруссии и предусматривает защиту от неокультов и деструктивных сект», - заявил председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров Беларуси Станислав Буко. Он считает, что реализация на практике положений новой редакции белорусского закона «О свободе совести и религиозных организациях» не нарушит конфессиональный мир в стране. По словам чиновника, новый закон разработан на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповеданий. Основная его суть состоит в том, что он может создать барьер на пути религиозной экспансии в Беларусь, препятствовать развитию деструктивных сект и оккультизма, ограничивать действия иностранных миссионеров и, вместе с тем, предусматривает все необходимые условия для деятельности зарегистрированных религиозных организаций.
«Мы уверены, что устойчивая этноконфессиональная обстановка в Беларуси сохранится и ничего экстраординарного в обществе не произойдет», - отметил Станислав Буко. Комментируя внесение в преамбулу закона положения об определяющей роли Православной Церкви в становлении и развитии традиций белорусского народа, а также духовной, культурной и исторической роли Католической Церкви, неотъемлемости от общей истории Белоруссии Евангелическо-Лютеранской Церкви, ислама и иудаизма, председатель Комитета по делам религий и национальностей заявил, что эта норма полностью соответствует Конституции белорусского государства.
Другое по темеРелигии древних иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне
от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно
отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии,
насыщенных мифологией и н ...
|