Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Глоссарий
Страница 22

ХАРИДЖИТЫ

Буквально «отделившиеся». Направление в исламе, возникшее во время споров о власти халифа. Основу движения составили бывшие сторонники Али ибн Абу Талиба, покинувшие своего полководца, когда тот согласился заключить перемирие с наместником Сирии Муавийей. В отличие от суннитов, поддерживавших преемственность власти халифов, и шиитов, полагавших, что власть должна передаваться по наследству среди потомков Мухаммада, хариджиты выступали за выбор халифа из числа наиболее достойных людей, вне зависимости от их положения в обществе.

ХАРУН АР-РАШИД

Наиболее известный среди правителей Арабского халифата. Свою известность этот халиф приобрел во многом благодаря сказкам сборника «Тысяча и одна ночь», которые прославили его на весь мир. В европейской «восточной» традиции имя Харуна ар-Рашида со временем сделалось нарицательным обозначением богатого, справедливого, но склонного к авантюрам правителя.

ХАРУТ И МАРУТ

Ангелы, не выдержавшие испытания земными соблазнами и за это заключенные в глубокий колодец в Вавилоне. Из этого колодца они раскрывают тайные знания людям, которые к ним приходят, но предупреждают при этом, что за полученные знания придется держать ответ перед Аллахом. Считается, что через Харута и Марута Аллах испытывает людей. ХАТМ

В суфизме ритуальная практика, декламация в определенном порядке и количестве отдельных сур из Корана. Считалось, что совершение хатма позволяет приблизиться к Божеству.

ХИДЖРА

Переселение Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину, состоявшееся в сентябре 622 года. При втором праведном халифе Омаре ибн ал-Хаттабе эта дата была принята в качестве основы нового мусульманского летосчисления, также получившего наименование Хиджра.

ХИСБА

Буквально «счетная палата». Учреждение, следившее за соблюдением религиозных и моральных предписаний наряду с шариатскими судами. Возглавлял это учреждение мухтасиб.

ХУСАЙН

Младший сын четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, погибший в столкновении с отрядом халифа Йазида I из династии Омейядов. В память об этом событии шииты ежегодно справляют десятидневный траур по Хусайну (Ашу-ра). Могила Хусайна в иракском городе Кербела является одной из важнейших святынь шиитов. Саму Кербелу иногда называют Мадинат ал-курб ваал-бала — Город скорби и беды.

ХУТБА

Пятничная проповедь, которую читает имам мечети во время общей молитвы.

Ш

ШАЙТАН

Другое имя Иблиса. В Коране враг Аллаха зовется Иблисом в эпизоде преклонения ангелов перед Адамом и шайтаном — в эпизоде грехопадения людей.

Также шайтанами называют неправедных джиннов, подчинившихся Иблису.

ШАРИАТ

«Прямой путь повеления», свод установлений и предписаний, обязательных для мусульманина. В отличие от фикха (человеческого права) шариат является Божественным правом, поскольку основан на Слове Аллаха — Коране. Впрочем, в повседневной жизни эти два понятия часто смешиваются и под шариатом понимают как сам шариат, так и фикх.

ШАФИИТЫ

Один из мазхабов в мусульманском праве, получивший название по имени своего основоположника Мухаммада аш-Шафии. Этот мазхаб объединяет учения ханафитов и маликитов, привлекает местное право и прямую аналогию, избегает крайностей — то есть изощренности ханафитов и традиционализма маликитов.

Шафиитский мазхаб распространен в Сирии, Палестине и Иордании, у суннитов Йемена и Ирана.

ШАХАДА

Свидетельство веры, то есть признание того, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Божий.

ШАХИД

Мученик за веру, погибающий в сражении с шахадой на устах.

ШЕЙХ

В учении суфиев «мудрый старец», духовный наставник суфийского братства. Первоначально шейхами называли подвижников-аскетов, образ жизни которых привлекал к ним учеников. С превращением этих кружков в суфийские братства роль шейхов существенно возросла. По замечанию Р. И. Султанова, «из наставника и советчика небольшого круга людей шейх превратился в руководителя большой религиозной организации, в которой мюриды, лично знавшие учителя, были окружены многочисленными почитателями, учениками второй, третьей и последующих степеней близости».

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23

Другое по теме

Начало константинианской эры: политический, социальный и религиозный кризис ІV века
П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием, в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единст ...