Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

АСПЕКТЫ РУССКО-ПРАВОСЛАВНОЙ И АМЕРИКАНСКО-ПРОТЕСТАНТСКОЙ СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ
Страница 2

Система ценностей, как мы отметили ранее - явление многостороннее, поэтому в данной работе мы рассмотрим лишь отдельные ее проявления на примере таких категорий, как труд и предпринимательство у русских и американцев. Мы считаем предложенную тему довольно актуальной вследствие современных дискуссий о заимствовании западного принципа ведения бизнеса, об отношении к данным категориям в обоих обществах.

Представленные категории относятся к деятельной и материально-созидательной сфере. Они занимают важное место в жизни людей и могут служить в качестве критериев при определении сходства и различия в ценностных ориентациях того или иного общества.

Прежде всего мы обратимся к такому понятию как труд. С. И. Ожегов определяет его как "целесообразную деятельность человека, направленную на создание с помощью орудий производствами материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей (2, c. 706). В зависимости от превалирования того или иного вида создаваемых ценностей труд может быть духовным и физическим. В обеих традициях данная категория занимает высокое иерархическое положение, но цели труда и его сущность в русской и американской культуре имеют свои особенности. Это объясняется прежде всего различиями в происхождении и развитии этих обществ и, во многом, разными религиозно-нравственными основами. Сходства и различия проявятся более реально, если рассмотреть полную конструкцию, т.е. не только труд, трудолюбие, но безделье, лень.

В протестантской традиции труд рассматривается как обязанность перед Богом: нужно постоянно трудиться во славу Бога, приумножая свое богатство и таким образом пытаясь найти путь к спасению (3). В протестантизме, по словам Вебера, идет постоянная проповедь труда, но физического. Труд - цель жизни человека, включая и сочетание различных профессий и перемену их и т.д. "В люди человека выводит труд. Будешь хорошо работать - будешь иметь большие деньги, выбьешься в люди", - эту заповедь усваивает американец с детства и потом передает потомству. Такая традиционная жизненная установка стимулирует практические усилия и устремления человека, которые ассоциируются с индивидуальным успехом, с популярным символом человека, сделавшего себя самого (self-made man). Традиционная идея "равных возможностей" развивает трудолюбие и работоспособность (6, с. 247). Н. Покровский в своем исследовании писал, что согласно Кальвину, одному из основоположников протестантизма, земное бытие человека - это тяжкий труд, имеющий ценность как преддверие возможного спасения, для которого необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства. Протестантизм освящает труд как таковой, делает его сакральным долгом (7, с. 31).

Если в протестантизме труд доминирует в целях спасения и, в первую очередь, для достижения материальных благ, то в православии труд как неотъемлемая часть человеческого бытия, обязательной стороной которой является вознаграждение в виде достойного образа жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей и уважения окружающих, так и не занял (по мнению И. Зарубиной) достойного места в общественном сознании (8, с. 85 - 86). Последнее не совсем точно отражает ситуацию. В русском обществе всегда существовал разрыв между утилитаризмом, жаждой обогащения и повседневной трудовой деятельностью. По справедливому замечанию С. Булгакова "труд в духовном контексте православия представал как подвиг самоотверженного служения, как проявление смирения и деятельной силы" (8, с. 85). То есть он служил прежде всего духовному совершенствованию человека. В православной традиции проповедуются беседы с Богом, беседы о Боге, хождение в храм, постоянные молитвы, созерцание и т.д. (4 с. 52 - 54). Таким образом, здесь делается больше упор на духовность духовный труд. Но, в то же время, например, С. Булгаков писал, что "упрек в мироотреченности православия должен быть отстранен". Он считает: что в православии не отвергается социальная и профессиональная деятельность, а "устанавливается особый образ аскетического понятия этого мира, аскетического труда и творчества в нем" (5, с. 32). Церковь показывает, что перспектива вечности не делает жизнь человека пассивной и отстраненной от повседневных забот и обязанностей. Наоборот, эта перспектива придает человеческой деятельности высший смысл и большую ответственность (12, с. 277). Помимо установок на честность, добросовестность и трудолюбие как универсальные ценности, православие не сформировало специфической хозяйственной и предпринимательской этики. Трудолюбие православного верующего было одним из средств внешнего самосовершенствования в то время как суть религиозного спасения составляло все же служение духовное. Труд не являлся самоцелью и не служил накопительству, а был необходимостью и условием для духовного труда. Таким образом, духовный труд в православии ценится гораздо выше, так как он ведет к духовному совершенствованию, и, следовательно, к спасению.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Возникновение и богослужебная деятельность первых христианских общин средиземноморского мира
В одном из самых оригинальных исследований Фридриха Энгельса, опубликованном в 1894 г., за год до его смерти, в теоретическом журнале немецких социалистов «Нойе Цайт», самые ранние христианские общины, о которых пишет Э. Ренан ...