Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

АСПЕКТЫ РУССКО-ПРАВОСЛАВНОЙ И АМЕРИКАНСКО-ПРОТЕСТАНТСКОЙ СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ
Страница 3

Следовательно, можно сделать вывод, что хотя труд и занимает высокую иерархическую позицию в обеих системах ценностей, однако он имеет и свою сущностную специфику в сравниваемых культурах. Если в американской традиции труд имеет ценность как путь к спасению (то есть приравнивается к спасению) и является способом заработать деньги, то в православной традиции это путь к совершенствованию, это служение обществу и проявление смирения. Здесь не труд - дорога к спасению души, а образ жизни, поступки. Поэтому труд, имея высокий статус в обеих культурах, все же оценивается, в них по-разному и служит различным целям.

Стоит рассмотреть труд и в свете противоположного явления этой категории - лень, безделье. С. И. Ожегов определяет лень как «отсутствие желания действовать, работать; любовь к безделью» (2, с. 276). Православие наряду с протестантизмом крайне негативно относится к проявлению лени. Еще в колониальной Америке в соответствием с этикой кальвинизма существовало "почти садистское отношение к безработным, которые были физически здоровы", - писал американский историк В. Ленз. Поселившиеся в Новой Англии пуритане любили повторять, что бездеятельность - "источник всех пороков" (6, с. 245-246). Довольство достигнутым богатством, нежелание работать считаются в протестантизме грехом. В православии же лень считается "ядом, умерщвляющим душу и источником всех зол" (9, с. 447). Схиархимандрит Иоанн писал: " . суть истые воры и хищники, когда, взявшие достойную цену, не хотят прилежно работать, но ленно и нерадиво работают, и только дни и часы провождают" (Там же, с. 1049). Вследствие высокой иерархической позиции труда в обеих культурах, лень, бездеятельность получили крайне негативную оценку. Однако по причине различного восприятия сущности и целей труда понимание лени тоже будет отличаться. Если в отношении физического труда в обеих культурах лень одинаково порицается, то в отношении духовного есть существенные различия: в православии проявлением лени не является "трата" времени на молитвы, созерцание и т.д., что считается бездеятельностью, пустым занятием в протестантизме.

Далее мы рассмотрим предпринимательство, являющиеся одной из форм труда, сферы его проявления и цели. Под предпринимательством мы понимаем деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (15, с. 316). Чтобы проследить истоки такого широкого распространения предпринимательской традиции у американцев и выяснить его особенности необходимо обратиться к работам Макса Вебера. В протестантизме успех в предпринимательской деятельности как конкретном проявлении труда напрямую связывают с обретением спасения в потусторонней жизни. Вся проблема заключается в том, что люди не знают, кого Бог избрал для вечной жизни, а кого проклял. Для обретения уверенности в богоизбранности была необходима постоянная деятельность в рамках своей профессии и накопление богатства, чтоб "создать" свое спасение. Таким образом, хозяйственная деятельность для протестанта стала основной формой служения Богу. Морального осуждения достойна успокоенность и довольство достигнутым (3). Если в протестантизме богатство морально предписано, то "желание быть бедным" достойно осуждения. Считается, что такой человек не ищет божьего избрания. Данная религиозная этика отражена в послании Б. Франклина "Советы молодым купцам", где говорится, что нужно отказывать себе во всем, экономить каждую минуту и ориентировать себя лишь на накопительство (5, с. 24 - 25). То есть основной целью в США для предпринимательства является "делание денег". Девиз современной Америки (США): "Дело Америки - бизнес". Эта этика незавуалированно обосновывает смысл жизни человека по-американски. Вебер пишет, что в этом случае нажива становится самоцелью (3, с. 75).

Такая религиозная этика освобождает предпринимательство от психологического гнета, разрывает оковы, ограничивающие стремление к приобретательству, превращая это в угодное Богу занятие. Протестантский подход к труду и предпринимательству с его неуемным стремлением к накопительству породил производство огромного количествен ненужных услуг и вещей. Следствием этого является неравномерное перераспределение естественных ресурсов в мире. Это не случайно породило такое общественное движение, как маржинализм ("за разумные потребности").

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Возникновение и богослужебная деятельность первых христианских общин средиземноморского мира
В одном из самых оригинальных исследований Фридриха Энгельса, опубликованном в 1894 г., за год до его смерти, в теоретическом журнале немецких социалистов «Нойе Цайт», самые ранние христианские общины, о которых пишет Э. Ренан ...