Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мусульманское право
Страница 1

Введение

В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

От чего зависят и в чём выражаются различия правовых систем?

В разных странах принимаются и применяются разные нормы — это первое, что бросается в глаза, когда говорят о различиях правовых систем. Например, право США и французское право отличаются тем, что первое допускает судебный контроль за конституционностью законов, а второе — нет. В отличие от английского права, разрешающего развод, ирландское право не разрешает его.[1]

И, тем не менее, различия не зависят только от входящих в состав права норм. Было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Конечно, в определённую эпоху, в определённой стране право может принять именно такой вид. Однако право — это значительно более сложное явление, выступающее как система. Понятие ''правовой системы'' охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какая-то биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.

В современном (цивилизованном по нашему пониманию ) мире господствует западная правовая мысль (Романо-германская и англо-саксонская правовая семьи в частности) востоку традиционно отводилась второстепенная роль между тем нельзя забывать, что тысячелетний опыт накопленный веками переходит из поколения в поколение.

В Азии, существовало очень многочисленное население, а также типы цивилизации, которые нельзя было считать менее развитыми, чем цивилизации Запада. Эти типы местной цивилизации в большей части Африки и Азии были, в свою очередь, связаны с религиозными верованиями, которые представляли серьёзное препятствие для рецепции права и юридических понятий Запада.

Как же происходил там этот конфликт, каким образом пытались и в какой степени удалось синтезировать традиционные понятия и европейское право? Далее этот вопрос будет подробно рассмотрен на примере мусульманского права.

Важно подчеркнуть то, что прошли те времена, когда можно было считать, что лишь западный образ мышления достоин внимания; он не является ни господствующим, ни бесспорным в современном мире.

Многие страны и их лидеры не до конца уяснили самобытность менталитета арабского мира, им проще расценивать мышление этих людей и народов как ваххабизм (большинство незнает что это такое) итд, частично это действительно так, но идеология арабского мира основывается и на совершенно других постулатах в частности на основных принципах мусульманского права о коих и пойдет речь в данной работе

1. Понятие мусульманского права.

Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII - X веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже к середине VIII века, просуществовал же он до XIII века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения. Грузия, острова Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислам (покорность). Основателем её стал пророк по имени Мухаммед (около 570 - 632 гг.). Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислам, который включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат - «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны делать и что не должны, чтобы попасть в рай. По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довёл его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Возникновение и богослужебная деятельность первых христианских общин средиземноморского мира
В одном из самых оригинальных исследований Фридриха Энгельса, опубликованном в 1894 г., за год до его смерти, в теоретическом журнале немецких социалистов «Нойе Цайт», самые ранние христианские общины, о которых пишет Э. Ренан ...