Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мусульманское право
Страница 6

176, 177, 241 аяты второй суры устанавливают обязательность составления завещания; в 8-17, 175 аятах четвертой суры определяют правила раздела имущества покойного между наследниками, размер доли наследуемой массы каждого наследника.

276, 277, 280, 283 аяты второй суры содержат условия предоставления в долг, запрет на взимание процентов со ссуды, действия, связанные с погашением долга. Сура 83 в Коране посвящена осуждению обвешивания покупателей торговцами, они прямо называются «эти нарушители». http://domvdubne.ru/ продажа однокомнатных квартир в дубне.

Наконец, в 33, 34, 94, 95 аятах четвертой суры затрагиваются вопросы преступления и наказания.

Конкретными примерами положений Корана, трактуемых в юридическом смысле, являются предписания мусульманам ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными. Это и указание давать убежище «многобожникам», если они его попросили. Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха. А те, кто преступает веру или «измышляет на Аллаха ложь, не будут счастливы». Это относится, прежде всего, к многобожникам, мусульманин получал право наказывать их.

Коран насыщен и другими аналогичными по своему характеру нормами и предписаниями. И почти все они императивны и обширны в пределах толкования. Следовательно, они содержат огромные возможности для проявления, в первую очередь, (в установленных религиозных рамках) правовой инициативы.

Несмотря на религиозно-правовой характер указанных сур и аятов, Коран нельзя назвать юридическим кодексом в современном понимании. Никто из мусульманских юристов не воспринимает Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Положений юридического характера, содержащихся в священном Коране, недостаточно для того, чтобы вести речь о кодификации (к тому же это был бы односторонний и методологически неверный подход к Корану, сугубо формальное определение его сущности). Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.

Коран выступает, в первую очередь, как фундаментальный богословский труд. Являясь моральной и религиозно-философской основной мусульманского государства и права, исходным началом в процессе их возникновения и развития, Коран, однако, не может рассматриваться исключительно как правовой памятник или преимущественно юридический акт. Но следует снова и снова подчеркнуть, что содержащиеся в его разных сурах критерии «чистоты» и «греховности» способствовали разработке в целом оригинальной шариатной законодательной системы, призванной регулировать отношения в семье и обществе, имущественное и уголовное право, фискальную, налоговую и финансовую систему. Безусловно, эти критерии определялись условиями раннефеодального общества с сильными пережитками родоплеменных отношений и рабовладельческого уклада. Но там, где до этого не существовало более прогрессивного кодекса, введение такого права было явлением, несомненно, позитивным. И это является объяснением того факта, что в ряде стран Азии и Африки его нормы с небольшими изменениями продолжают функционировать и в настоящее время.

Коран, являясь основой и первым источником, не мог являться единственным источником мусульманского права. Так возникла потребность в принятии второго по важности и значимости источника шариата – Сунны. Арабское слово «сунна» («ас-сунна»), имеет множество значений, например, обычай, нрав, традиции, образ жизни и состояние. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником адатов, традиций, связанных с действиями и словами самого Пророка. Они были воспроизведены и записаны в VII - IX веках в период становления и развития мусульманского права и богословия. Сунна состоит из нескольких тысяч рассказов (хадисов), то есть преданий о поступках и изречениях Мухаммеда. В нее включены и его решения по судебному процессу, которые сохранились в памяти сподвижников, учеников и последователей. Сунна является итогом толкования Корана, которые проводили самые авторитетные в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти пророка богословы и юристы. Сунна явилась дополнением к Корану в области права и применялась тогда, когда в Коране не было специального указания на разрешение тех или иных казусов из юридической жизни.

В Сунну вошли и сообщения о сподвижниках и последователях пророка. Это как бы свод образцовых примеров для подражания во всех случаях жизни. Образно о значении Сунны говорят так: «Соблюдать Сунну – значит подражать Мухаммеду».

По традиции достоверный хадис состоит из двух частей. Первая – это иснад (с арабского буквально – опора). Здесь перечисляются передатчики данного хадиса, то есть ссылки на источник рассказа от последнего по времени передатчика и до очевидца – современника пророка. Вторая часть хадиса – это матн (с арабского – текст), то есть собственно содержание хадиса, сам рассказ о каком-нибудь изречении или поступке пророка. Хадисы создавались в сфере сподвижников пророка или слышавших их о нем из первых уст. Они представляли собой предания о пророке в разное время и в различных местностях Арабского халифата. Хадисы были обязательными для мусульман. В них оригинально продолжена традиция комментариев, прецедентного права, сложившаяся в системе общего права и племенных системах обычного права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Арианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности и ...