Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).
Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).
Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. В заключении важно подчеркнуть, что все мусульманские правоведы - факихи и муджтахиды особое внимание уделяли иджтихаду (способности и праву факихов самостоятельно толковать законы) и созданию на его основе правил поведения, прямо не установленных Кораном и Сунной. С середины X века прекратилась практика иджтихада, и наступил тавклид (от арабского - подражание) то есть следование авторитету муджтахида какого-либо мазхаба в разработке частных вопросов фикха. С этого времени развитие фикх - юриспруденции продолжалось внутри мазхабов. При этом представители различных мазхабов часто придерживались и продолжают придерживаться несовпадающих мнений по сходным вопросам. Все четыре суннитских мазхабов в настоящее время имеют отдельные кафедры в Мекке и одновременно преподаются в мусульманских университетах мира. Показательно, что все течения фикха различаются в основном обрядовыми формулами и мелкими деталями Заключение
При проведении данной работы были достигнуты следующие цели: изучение мусульманского права (его основ), рассмотрение сосуществования религии ислама и правовых систем мусульманских стран (рассмотрев основные подотрасли права и его институты, такие как процесс, право собственности, преступление и наказание).
В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве, который воспримет западные концепции; можно в той или иной мере отбросить материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу, или отказаться от основных понятий мусульманского права. Тем не менее, мусульманское право в результате этого не войдёт полностью в семью романских правовых систем; во всяком случае, для этого потребуется длительный период времени.
На мой взгляд, юристы мусульманских стран долго ещё будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут. Надо реформировать всё общество, а не только право, надо отказаться от всей исламистской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства. В большинстве мусульманских стран такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся стать светским государством, не пытается революционизироваться настолько, чтобы отбросить всё мусульманское. Вполне возможно в этих условиях, что модернизация права не приведёт к полному присоединению этих стран к романской правовой системе или системе общего права. Скорее можно ожидать, что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных из западного права, и методов рассуждения и подхода, глубоко пронизанных традицией мусульманского права.
По всем этим причинам интерес к изучению мусульманского права сохраняется и надолго сохранится и с точки зрения международной, и сравнительного права.
Данное исследование показывает как религия ислама и связанные с ней традиции влияют на развитие мусульманской правовой системы, какие при этом возникают сложности; а также заставляет задуматься об актуальности модернизации права мусульманских стран.
[1] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.
Другое по темеРелигии древних иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне
от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно
отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии,
насыщенных мифологией и н ...
|