В современной правоведческой литературе существует устойчивая традиция выделения в мусульманском праве два вида социальных норм: религиозные и правовые. Религиозные нормы шариата регулируют порядок отправления культа, активно вмешиваются во все стороны жизни людей, детально определяют религиозные обязанности мусульманина. Правовые нормы ислама предусматривают ответственность за уголовные преступления, регламентируют гражданско-правовые, брачно-семейные и некоторые другие отношения. Исполнение предписаний этих норм обеспечивается не только угрозой применения предусмотренных ими санкций, но и мерами чисто религиозного воздействия - нарушитель любого правила шариата, в том числе и правового, рассматривается как грешник, который будет наказан Аллахом (4:18). Как известно, многочисленные исследователи ислама, обычно подчёркивая двойственную природу шариата, недостаточно учитывают её, характеризуя мусульманское право в целом. В зависимости от того, какая его сторона выступает, в их понимании, на первый план, шариат определяется или только как правовая или только как религиозная система.
В любом религиозном праве, в том числе в мусульманском, сочетаются не только религиозные и правовые нормы, но и соответствующие представления о мире, о боге, о человеке и т. д. Тесное переплетение их и приводит к тому, что противоправное поведение рассматривается как греховное, а юридическим нормам приписывается божественное происхождение. И именно поэтому они считаются выше государственных законов в одном случае (Ветхий завет), а в другом – как, например, в мусульманском праве, они представляют собой наиболее согласованное взаимодействие религиозных, правовых и государственных норм.
Важным вопросом при исследовании любой правовой системы является соотношение источников, то есть, какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства. В возникновении и развитии мусульманского права наряду с другими источниками, основополагающее значение имеет религия, ее священные книги, предписания и установления.
Мусульманское право и нравственность.
Другая особенность шариатного права состоит в непосредственном влиянии правовых норм на правовые отношения. Наряду с религией, существенное влияние на все основные отношения (собственности, имущественные обязательства, семью и брак и др.) оказали нравственные нормы. В разрешении споров и ответственности в этом праве предпочтение отдается примирению сторон, религиозным, а затем и нравственным нормам перед государственными законами, которые, как правило, воплощали религиозные нормы в реальность.
Шариат, как утверждалось, базируется на непререкаемых религиозных постулатах, что придает ему стабильность, в лучшем случае очень медленную эволюцию, именно поэтому мусульманские факихи любого мазхаба (толка, школы мусульманского права) осуждают все то, что случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные факихами, всегда основаны на религиозных источниках и на внешних факторах.
Отличие системы мусульманского права от европейских правовых систем.
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правила, адресованные мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, “поправить”, оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.
По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что также обусловлено их религиозной природой.
Структура мусульманского права имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) - суннитскими (ханифитским, маликитским, шафиитским, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадистским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, “обрастает” определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует “право личного статуса”, регулирующее семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликатное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, где закреплены гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Другое по темеИисус в ранней Евангельской традиции
Иисус — это сокращенная форма Егошуа, что означает по-еврейски «Яхве есть спасение».
«Бог-спаситель» — это и есть «спаситель» народных верований (сотер на греческом
языке, как в восточных мистических культах и нередко в династ ...
|