Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мусульманское право
Страница 8

Важно добавить, что в качестве источника мусульманского права не могут быть использованы Конституции и другие законодательные акты. Список остальных источников характеризуется Кораном, Сунной, а также доктриальными толкованиями, описанными выше.

5. Преступление, наказание и судебный процесс в мусульманском праве.

Наконец, следует иметь в виду и то, что в мусульманском праве под термином фикх понимается не только исламское правоведение, но и правила поведения, регулирующие поступки и взаимоотношения мусульман, то есть то, что называется фикх-право. Оно включает религиозные, юридические, нравственные нормы, обычаи, правила вежливости и этикета, являясь мусульманским правом в широком значении. При этом по шариату, по фикху - праву, существует пять критериев оценки действий дееспособного субъекта - мусульманина.

1. Действие и поступки особой важности (фарз), то есть обязательные предписания. По этой причине они не заслуживают одобрения и поощрения, например, совершение намаза (от арабского салат – то есть ежедневная пятикратная мусульманская каноническая молитва). 2. Рекомендуемые, положительно оцениваемые поступки (мустахаб). Хотя такие поступки совершать не обязательно, они одобряются и поощряются, например, совершение хаджра (паломничество в Мекку.

3. Поступки, которые не подлежат поощрению, но и не наказываются (мубах), например, заключение сделок, торговых соглашений.

4. Поступки, не подлежащие наказанию, но и не одобряемые. Например, употребление в речи бранных слов, неуважение к пожилым людям и т.д.

5. Совершение запрещенных поступков (харам), то есть категорически запретные для мусульман действия, например, употребление в пищу свинины, питьё вина, блуд, ростовщичество, азартные игры, убийство и др. За такие проступки, провинившийся подвергается суровому наказанию. В свою очередь, разрешенные мусульманам поступки и действия, не входящие в категорию харам, называются халяль (от арабского «халля» - быть разрешённым, дозволенным).

В основе классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных аспектов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, сложившиеся, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Согласно шариату, большая часть действий, подлежащих наказанию – это предосудительные поступки, которые делятся на четыре вида. Это:

- злословие, сплетни по адресу другого;

- воровство, то есть присвоение чужого имущества;

- сквернословие, то есть унижение достоинства другого человека;

- причинение ближнему того, что не желаешь себе;

Кроме вышеперечисленных делений поступков мусульман, существует также разделение совершаемых действий на правильные и неправильные, допустимые и недопустимые, юридически обоснованные и необоснованные. Шариат предусматривал жестокие наказания за преступления, отвечавшие нравам времени его возникновения. Например, по поводу воровства в Коране утверждается, что "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели как устрашение от Аллаха" (5:42), "Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов . И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (24:2). За многие преступления шариат предусматривает смертную казнь, в том числе за отступничество от ислама, разбой, преднамеренное убийство. Виды казни за преступления - средневекового характера: отсечение головы (но не отсечением её совсем), четвертование, побиение камнями, погребение заживо, удушение, утопление. При этом женщина при наказании должна быть скрыта покрывалом, а мужчина наказывается в такой одежде, которая бы не смягчила наказание. В наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека шариат исходил из родоплеменных обычаев арабов: определял "цену крови", (от арабского – дия, то есть выкупа в зависимости от тяжести противоправного действия - убийства или нанесения ранения, увечья). Возмездие по принципу талиона "равным за равное", однородным действием, по-арабски называется кисас: "око за око, зуб за зуб". В Коране талион утверждается в суре 2-ой (Корова). В целом в шариате разработан целый комплекс правил, регламентирующих уплату дия: за женщину платили меньше чем за мужчину; за убитого христианина или иудея меньше чем за мусульманина, выкуп за преднамеренное действие был больше чем за непреднамеренное. За действие, совершённое несовершеннолетним или сумасшедшим дия уплачивало государство. Женщины и дети освобождались от уплаты дия.

А в целом, ради справедливости, следует отметить, что, например, тюремное заключение в раннеисламское время применялось крайне редко. Вероятно, в этом сказались кочевнические традиции.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...