Под владением мусульмане понимают не фактическое обладание вещью, снабженное юридической защитой, а одно из средств доказывания права собственности. При таком построении доказательств были выработаны различные виды владения с более или менее точно определенными последствиями: йад, или простое держание; хияза, или длительное владение; хавз, или квалифицированное владение. Но даже длительное владение мусульманские юристы не рассматривали как основание возникновения права собственности - им было неизвестно понятие приобретательной давности. Ни добросовестный, ни недобросовестный владелец имущества, как бы долго он не владел им, не признавался собственником. Это положение проникнуто духом защиты права собственности, которое признано Кораном священным и неприкосновенным.
Способы приобретения ханифиты делили на первоначальные и производные. Первые считались естественными, когда право приобретается в отношении вещей, никому ранее не принадлежавших, в силу фактического овладения ими. К естественным способам мусульманские юристы относили захват военной добычи у немусульман, которые не признавались субъектами права. Ханифиты, как и представители других школ, считали приобретение трофеев богоугодным делом, так как имущество освобождается из рук неверных. При производном способе приобретения право приобретателя основывается на праве предшествующего собственника. Вещи, уже кому-то принадлежавшие, приобретаются в собственность в силу передачи (таслим). Другими способами приобретения ханифиты считали наследование и куплю. Утрачивается право собственности либо в силу факта, либо в силу закона. В первом случае прекращение происходит, если вещь физически погибнет, собственник откажется от своего права, либо вещь исчезнет, попав в руки врага, а во втором - в результате изъятия вещи из оборота, вероотступничества собственника и т.д.
Шиитские школы были более склонны к обожествлению права собственности. Они толковали его как средство сближения с Богом и реализации религиозной морали в светских областях жизни. В вопросах правоприменения шиитские правоведы в основном полагались на суннитские мазхабы. 9.Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности
Суннитские правоведы (прежде всего хафиниты) обосновывали необходимость частной собственности, считая, что она установлена изречением Корана: "Он (Бог) сотворил для вас все, что есть на земле" (Коран II, 27). Священный закон предоставляет каждому мусульманину право приобретать всякое движимое и недвижимое имущество.
Подавляющее большинство шиитских правоведов считает собственность священной и признает за каждым право на получение благ, дарованных природой. Все приобретенное человеком и его предками рассматривалось ими как законная собственность с точки зрения религии.
Мусульманские юристы выделяли категории имущества, на которое может распространяться право частной собственности. К нему, в первую очередь, относились военные трофеи, продукты, полученные собственным трудом от использования природных ресурсов, результаты ремесленной деятельности. Не могли находиться в частной собственности земли и имущество немусульман, перешедшее к мусульманам мирным путем; имущество умерших, не оставивших наследника. Мазхабы выработали ряд норм, направленных на защиту права собственности: "приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен", "никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения", "никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания". Отрицали утрату права собственности в силу давности; не признавали находку основанием возникновения права собственности: утерянная вещь, где бы она не находилась, должна быть возвращена собственнику без каких-либо притязаний нашедшего на вознаграждение. Основным средством защиты являлось хакк да'во - право притязания, которое по своему содержанию было аналогично виндикационному иску в римской юриспруденции. Истцом мог быть только собственник, не имеющий фактического владения, а ответчиком - как добросовестный, так и недобросовестный владелец, независимо от того, находилось ли имущество в их владении в момент предъявления иска.
Верховным собственником признавался лишь Аллах, на земле его собственниками могли быть лишь имамы, да и то в ограниченной форме. Частные лица владели лишь ограниченным имуществом, добытым не мирным путем. Институт наследственного права крайне не развит. 10.Ограничение права собственности. Институт вакфа
Хотя собственность считалась священной и неприкосновенной, предполагается, что мусульмане осуществляют свое право не столь в целях удовлетворения личных интересов, сколько во имя благополучия всего общества. Аллах запретил мусульманам приобретение доходов посредством ростовщичества - рибы (Коран II, 276, Коран III, 125). В иерархии исламских грехов риба занимала третье место - после неверия в Бога и дружбы с его врагами.
Другое по темеРелигия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли
значительно боль ...
|