Конечно, в стандарте речь о догматике католицизма и протестантизма идет. Но где? В каком предмете? В особой дисциплине, которой авторы стандарта дали название "Сравнительная теология". "Сравнительная" с чем? Ну, конечно же, с "христианской теологией", которую, по утверждению авторов стандарта, представляют одни православные верующие и к которой католики, лютеране, кальвинисты, баптисты и сторонники многих других христианских конфессий не имеют никакого отношения. * * *
Вводя в государственных вузах преподавание богословия, Министерство образования пошло на грубое нарушение Конституции России и закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Статья 14-я Конституции России гласит: "Российская Федерация - светское государство . Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". А в статье 4-й ныне действующего закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" черным по белому записано: "В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: .обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". И действительно: при преподавании религиоведения светский характер образования, как говорят, "имеет место". При замене же религиоведения на теологию со светским характером образования придется распрощаться, ибо любое богословие есть составная часть религии
Как-то нехорошо нарушать действующий закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", а заодно и Конституцию России! * * *
Но дело не только в нарушении закона и Конституции Дело также в том, что наносится ущерб процессу нормального функционирования нашего общества. И чтобы уяснить, что мы "найдем" и что мы "потеряем", если в государственных вузах заменим религиоведение на богословие, следует разобраться в сущности этих двух предметов А заодно следует сравнить эти два предмета с научным атеизмом (так назывался учебный предмет, который в вузах преподавался ранее)
Информацию о религии дают три учебных предмета (три учебных дисциплины): богословие, научный атеизм и религиоведение. В ряде вузов и школ преподается история религии. Но по существу под этим названием преподают один из трех названных выше предметов, ибо история религии может быть и богословской, и атеистической, и религиоведческой. Все эти три предмета ставят перед собой задачи раскрытия сущности религии, ее истории и современного состояния. Можно спорить, какая из учебных дисциплин решает эти задачи более адекватно, но, бесспорно, что стремятся к этому все три. В то же время они отличаются друг от друга проблематикой (совокупностью проблем, которые они решают), целями (конечными задачами) и способом преподавания. Эти три основных отличия взаимосвязаны между собой.
Конечно, большинство проблем во всех трех дисциплинах являются общими. Однако есть и отличия. И главное отличие религиоведения от богословия и научного атеизма в сфере проблематики состоит в том, что если в богословии и научном атеизма проблема выяснения истинной картины мира является главной, то в религиоведении такой проблемы нет вообще. Если богословие и научный атеизм обязательно отвечают на вопрос, как устроен мир, то религиоведение ограничивается ответом на другой вопрос: что говорят об устройстве мира разные религии. Отличие по проблематике имеет своим следствием отличие по целям преподавания.
Можно говорить о двух целях: учебно-познавательной и нравственно-воспитательной. Богословие - это предмет, учебно-познавательной целью которого является сформировать убеждение, что только одна религия содержит истину. Для православного богословия истину содержит только православие, для католического - только католицизм, для мусульманского - только ислам и т.д. Нравственно-воспитательная цель богословия - сформировать и закрепить у слушателей те нравственные качества, которые одобряются моральным кодексом "своей" религии. Как правило, это ориентация на гуманные, позитивные нормы поведения.
Другое по темеУправление финансами
Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический урове ...
|