Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Религиоведение или богословие?
Страница 3

Научный атеизм - это предмет, учебно-познавательной целью которого является сформировать убеждение, что все религии ошибаются и только атеистическое мировоззрение содержит истину. (Атеистическим называют такое мировоззрение, которое отрицает существование сверхъестественных явлений.) Нравственно-воспитательная цель атеизма - сформировать и закрепить у слушателей те нравственные качества, которые одобряются моральным кодексом атеизма. Как правило, это тоже ориентация на гуманные, позитивные нормы поведения.

И богословие, и научный атеизм дают слушателям информацию о религии, но сообщение такой информации является для них не целью преподавания, а только средством. Целью же является формирование определенного отношения к религии.

И только в религиоведении сообщение слушателям информации о религии является не средством преподавания, а его целью. Однако "сообщение информации" - это цель в гносеологическом аспекте. В другом же аспекте - нравственно-воспитательном - сообщение информации о религии становится в религиоведении уже не целью, а средством. В нравственно-воспитательный аспект религиоведения входит формирование и закрепление у слушателей позитивных нравственных качеств, которые одобряются моральными кодексами многих религий. Однако главной задачей, а значит целью, является следующая: формирование и закрепление у учащихся и студентов уважительного отношения к инакомыслящим. Эта задача-цель есть специфика религиоведения, то, чего нет ни в богословии, ни в научном атеизме.

Отличия по проблематике и по цели преподавания имеют своим следствием отличие в способе преподавания. Способ преподавания, который имеет место в богословии и научном атеизме, можно назвать принципом мировоззренческой активности. Суть этого принципа - в обязательном применении системы доказательств и системы средств внушения для утверждения вывода, что только одна мировоззренческая система является истинной, а все остальные - ложными. Это означает, что преподавание богословия и научного атеизма необходимо включает в себя критику (на богословском языке : обличение) "чужих" мировоззренческих систем. Способ преподавания, который имеет место в религиоведении, можно назвать принципом мировоззренческого нейтралитета. Суть его - в принципиальном отказе от системы доказательств и системы средств внушения в пользу той или иной оценки религиозных и атеистических взглядов (по критерию "истина или заблуждение"). Это означает, что критический (обличительный) элемент в религиоведении отсутствует. Вопрос о том, какое мировоззрение или какие религии являются истинными или ложными, религиоведением выносится "за скобки" (т.е. за пределы процесса преподавания) и оставляется для личного решения каждому слушателю.

Соблюдение принципа мировоззренческого нейтралитета не означает, что в религиоведении из преподавания вообще, стопроцентно изгоняются оценочные суждения об истинности или ложности тех или других религиозных или атеистических идей. Но эти оценочные суждения должны подаваться не как истина в последней инстанции, не как вывод, навязываемый студентам преподавателем, а как знакомство с точками зрения, принадлежащим отдельным лицам или отдельным группам людей.

* * *

Мировоззренческий нейтралитет религиоведения не является абсолютным. Поскольку религиоведение считает себя обязанным утверждать идеи гуманизма, постольку оно должно отвечать на вопрос: какие нормы поведения, пропагандируемые тем или иным религиозным сообществом, являются нравственными, а какие - безнравственными. Утверждение гуманизма предполагает, с одной стороны, одобрение гуманистических идеалов и норм, которые содержатся во многих религиозных системах, а с другой стороны, - критику определенных нравственных аспектов внутри некоторых религий. Но такая критика не есть критика только религий: это критика нравственно-плохого в жизни вообще и в некоторых религиях в частности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных нормативных ценностей, но также являли ...