Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Культурное наследие буддизма
Страница 17

Алара всё больше проводил времени со своим любимым учеником. Сиддхартха снова стал прежним: его тело вновь налилось силой, мышцы стали упругими и обрели объём, скулы спрятались за бархатистыми щёками. Движения стали ещё более плавными и лёгкими. Следы былой аскезы исчезли.

Этот ученик не был обычным учеником. Гаутаму не нужно было долго учить, он схватывал всё на лету. Казалось, что он просто создан для отшельнической жизни. Сложные техники сосредоточения он постигал с лёгкостью, как умный школьник простые задачки. Беседовать с Гаутамой было одно удовольствие.

– Разве может человек достичь спокойствия, находясь в этом хаотическом, непостоянном мире? Разве можем мы закрыть на всё глаза и уши, не осязать, не ощущать несовершенство мира? Разве можем мы уйти от страдания? – вопрошал Сиддхартха Алару.

– Мы живём в этом мире, но мы не есть часть этого мира. Душа человеческая свободна: она принадлежит лишь Атману. Но мы не хотим этого признавать. Мы хотим видеть лишь то, что видят наши глаза. Слышать лишь то, что слышат наши уши, осязать лишь то, что осязает наша кожа. Но тело не есть мы. Тело – лишь временное пристанище природы, оно – часть мира, и поэтому должно подчиняться законам этого мира. Оно будет рождаться, развиваться, расти, взрослеть, а потом оно будет изнашиваться, как старая одежда, слабеть, болеть и разваливаться. Но разве об этом нужно думать? Разве в теле есть высшая мудрость? Тело можно покорить, заставить служить себе. Ты знаешь это, ведь ты был отшельником. Тело можно воспитать, тело можно сделать бессмертным. Однако какой в этом смысл? Ведь мы – не есть тело. Ведь человек – это душа, которая не подвластна разрушению, не подвластна законам сего мира, это существо, воплотившее честь самого Атмана. И мы должны вернуться к Нему. Мы – всего лишь крупица великого Тела, божественного тела. Понимаешь ли ты меня?

– Понимаю, Учитель. Однако разве достаточно просто понимать, что мы – есть часть Атмана, чтобы достигнуть блаженства?

Алара улыбнулся. Теперь он будет противоречить своим же словам, ибо Гаутама не раз слышал, как он утверждал, что даже само знание этой истины освободит человека.

– Когда я говорил, что знание сей истины освобождает само по себе, я имел ввиду совсем иное знание. Разве не замечал ты, Гаутама, как некоторые ученики наизусть заучивают громадные гимны из Вед, даже не задумываясь над их значением? Можно ли это назвать знанием?

– Конечно, нет! – рассмеялся Сиддхартха.

– Точно так же нельзя назвать знанием то понимание, которое мы достигаем путём нашего разума. Разум – это очень мощный инструмент, но не он хозяин человека. И не ему решать, где есть истина. То, что мы постигаем разумом, не полно. Мы должны постигнуть истину всей своей сущностью, каждой клеточкой своего тела, до корней волос. Только тогда мы с полным основанием можем сказать, что постигли суть мироздания. Только тогда мы можем достичь блаженства…

Алара замолчал. На его устах играла лёгкая улыбка, и глядя на его лицо, резко высвеченное неестественно густыми жёлто-красными лучами закатного солнца, Сиддхартха видел, что этот человек действительно Постиг.

– Мы должны утончать наше восприятие, Гаутама. Мы слишком грубы, чтобы понимать. Мы не можем понять, пока не в состоянии Почувствовать. Однако как же мы можем Почувствовать, если мы не можем даже воспринять тонкое? Разве может слон почувствовать пушинку, упавшую ему на спину?

– Но учитель! Если эта пушинка попадёт ему в хобот? Разве он не почувствует её?

– Опять ты опережаешь меня, Гаутама! Совершенно верно. Только так мы и можем развивать восприятие: полагаться на то, что в нас наиболее чутко, и развивать эту чуткость. Иного пути нет. Мы должны тренировать тело, чтобы оно стало более восприимчивым. Мы должны тренировать свой ум, чтобы он был более гибким и чувствительным. Мы должны тренировать свой дух, чтобы он был невозмутим. Ибо разъярённый слон, о Гаутама, не заметит и камешка, попавшего ему в хобот, а не только пушинку…

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об главнейших реликвиях буддизма. Они есть и в этом учении, хотя сам Будда всеми силами препятствовал возникновению своего культа. Однако то, что не нужно льву, возможно, понадобится котёнку. И вскоре буддизм также стал обрастать священными вещами, которые стали самостоятельными объектами поклонения.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Другое по теме

Буддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до н.э. достат ...