30 октября 2008 года в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар хоккейной сборной России икону великомученика Георгия Победоносца. Алексий II выразил надежду на то, что молитвы святого великомученика будут способствовать успехам российских спортсменов.[65]
6 мая 2008 года в Петербурге, в особняке Румянцева была открыта выставка "Образ Святого Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга".[66] В экспозиции представлено 50 работ, выполненных ведущими петербургскими художниками в самых разных жанрах и направлениях: от икон до абстрактных композиций. Все представленные на выставке работы изображают святого покровителя русского воинства. В основе большинства из них лежит традиционный сюжет – святой Георгий, поражающий копьем змея.
12 мая 2009 года открыта выставка «Образ св. Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга»[67]. Выставка состоится в Государственном музее истории города Санкт-Петербурга. Одновременно начинает свою работу научная конференция, которая так же посвящена значению этого святого в мировой художественной культуре. Ученые Санкт – Петербургского университета культуры рассматривают эту проблему в контексте философии культуры, искусствоведения и истории. Все это свидетельствует о том, что образ Святого Георгия широко изучается в настоящее время и, несомненно, актуален.
[1] Торопцев А.П. Святой Георгий Победоносец. – М.: Бизнес – Пресс, 2005. – 144 с.
[2] Сендерович С. Георгий Победоносец в русской культуре. – М.: АГРАФ, 2002. – 368 с.
[3] Пропп В. Змееборство Георгия в свете фольклора // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973. С. 190- 208
[4] Святой Георгий. – Режим доступа: http//www.ec-dejavu.net/g-2/Saint_George.html
[5] Там же. – С. 194
[6] Там же. – С. 195
[7] Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве. — Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, – М.: Наука, 1970. - с. 55–102
[8] Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец. – СПб.: Искусство-СПБ, 1995. – 159 с.
[9] Токарев С.А. Георгий Победоносец // Мифы народов мира. Энциклопедия.: в 2-х томах / Под ред. С.А. Токарева. - М.: Советская энциклопедия, 1991.-Т.1 А - К. С. 274 – 275
[10] Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый: исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879
[11] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru
[12] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru
[13] Алпатов M.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси. – Алпатов М.В. Этюды по истории Западно-Европейского искусства. Т.1. – М.: Искусство, 1967. – 600 с.
[14] Приложение 1
[15] Георгий: Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.– Режим доступа: http//www.pravenc.ru
[16] Овчинникова Е.С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собр. ГИМ // Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. – 1973. – С. 164 – 171.
[17] Из Византии на Русь.– Режим доступа: http//www.ikona.ru
[18] Попова О.С. Древнерусская живопись и Византия // ГММК: Материалы и исследования. – 1999. - № 12 . - С. 14-51 .
[19] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru
[20] Сидоренко Г.В. Михайловские рельефные плиты XI в. // Иконостас. М., 2000. – С. 243 – 266.
[21] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. - М.: Московский университет, 1982. - 248 с.
|