А монастырь вскоре стал очень известен. Особенно после того, как шаолиньские монахи помогли императору Ли Шиминю разбить мятежника Ван Шичуня, который чуть было не лишил его жизни. Попав однажды в засаду, император вынужден был спасаться бегством, причём так поспешно, что во время погони угодил в реку, протекающую неподалёку от монастыря. Бдительные монахи, закалённые боевой практикой, тотчас же спасли императора. Более того: узнав о горестях правителя Поднебесной, они собрали отряд из тринадцати сильнейших монахов, которые дали клятву победить мятежника. Слово своё они сдержали: Ван Шичунь не только был побеждён, но и взят в плен. Император был так обрадован ходом событий, что одарил монастырь многочисленными милостями: монастырь получил обширный земельный надел, а монахи – высочайшее разрешение пить вино и есть мясо. Кроме того, монастырю разрешалось содержать собственные войска. Впрочем, эти события довольно красочно показаны в старом китайском фильме, снятом ещё в 1980-м году – «Шаолиньский монастырь», где в роли наставников и монахов монастыря выступили члены сборной КНР по ушу.
Каким было шаолиньское ушу во времена Бодхидхармы и после него – сказать сложно. Более или менее достоверные сведения можно получить лишь в период правления монгольской династии Юань. Рассказывают, что в XIII веке в монастыре появился монах Цзюэюань, который чрезвычайно скептически отнёсся к практике ушу, которая существовала в монастыре. Он обучался у лучших наставников монастыря, однако эти занятия принесли лишь разочарования. Увы! Легенды о боевых монахах древности были гораздо более красочными, чем действительность. Однако будучи человеком активным, Цзюэюань направился, подобно сотням другим китайских мастеров, на поиски хранителя традиций. И помогла ему в этих поисках случайность. Спася однажды от разбойников случайного прохожего по имени Ли Соу, он узнаёт от него, что в Лояне живёт мастер Бай Юйфэн, знакомый с древними шаолиньскими традициями. Цзюэюань знакомится с мастером, уговаривает его вернуться в монастырь и там они, захватив с собой Ли Соу и его сына, вместе модернизируют комплекс, доставшийся монахам ещё от Бодхидхармы – «18 движений рук архатов». Из 18 движений получилось 72, а новый комплекс приобрёл реально боевое значение. Позже Бай Юйфэн разработал ещё один стиль – стиль «пяти животных», – тигра, леопарда, змеи, журавля и дракона. Правда, в отличие от древних «звериных стилей», «звери» Бай Юйфэна были скорее символами некоторых особенностей животных. Точное копирование движений не поощрялось, ибо по мнению мастера, в таком случае терялась боевая эффективность приёмов.
Именно Бай Юйфэн начал активно приспосабливать практику ушу к буддийской практике. Методы буддийского психотренинга обогатили искусство боя, которое, в свою очередь, само стало своеобразной буддийской медитацией в движении.
Слава Шаолиня гремела на всю Поднебесную. И, как водится, нашлось немало людей, которые решили воспользоваться случаем, представляясь «истинными шаолиньскими монахами». Часто эти люди не имели никакого отношения к Шаолиню или даже к любому другому монастырю. Однако, владея на каком-то уровне ушу, а главное – обладая наглостью и изворотливостью истинного проходимца, такие «учителя» вскоре завоёвывали известность. Иногда их разоблачали, но это случалось не так часто. Кому охота связываться с непобедимым «монахом», даже если есть подозрение, что он вовсе не монах! Введение государством специальных сертификатов, которые получали монахи, ситуацию только усложнило. Теперь этими сертификатами торговали налево и направо, и вскоре практически любой авантюрист, обладающий определённой суммой, мог купить себе монашество.
Другое по темеРелигии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая
монотеистическая система ...
|