Здесь напрашивается основной вопрос всего исторического бытия. Кто из лидеров возьмёт вверх в данный момент времени и в данной точке исторической действительности? Ответ полностью согласуется с законами эволюционного учения Чарльза Дарвина. Согласно теории естественного отбора, более жизнестойкой является та сторона, которая оказывается более сильной, умной, хитрой и изворотливой, или другими словами более приспособленной к данным условиям окружающей среды. И в качестве поощрения, выигравшему тендер из изложенных характеристик, достаётся желанный бонус под дивным названием ВЛАСТЬ.
Теперь всё становится понятным. Пастыри у власти пытаются всеми силами свою власть удержать, пастыри в оппозиции, в свою очередь, ведут скрытую, но активную борьбу за умы и души простых прихожан. Причём более всего страдают от такого рода борьбы не кто иные, как сами прихожане.
В данном ракурсе история развития веры на Руси представляется до боли простой. Власть, где террором, где уступками постепенно внедряет новое вероучение в жизнь. Однако, при формальном принятии Христианства, как государственной религии, начинается его симбиоз с язычеством, чему широко способствует оппозиция.
Всё это оставило глубочайший след во всём православии. Но, справедливости ради, отмечу, что подобную участь несколькими столетиями раньше пережило всё Христианство. Русское православие является лишь усугублённым и без того языческим Христианством.
Попробуйте доказать любому верующему, с болтающимся на шее крестиком, что почитание такового не есть символ самопровозглашённой святости и непорочности, а не что иное, как – фетишизм, поклонение предметам и явлениям, наследство, доставшееся со времён невежественного язычества. Рассуждая скептически очевидно, что крест – это средство с помощью которого в античные времена римляне отправляли людей на тот свет. Сродни ему плаха, виселица, кол или электрический стул. Почему-то ни у кого не возникает задорного желания, с помощью позолоченной цепи, нацепить себе на шею миниатюрный электрический стульчик с корчащимся на нём человеком, пусть даже и отдающем свою праведную жизнь за грехи всего человечества. А ведь крест от стула не так уж и далеко ушёл, и носят его не потому что прониклись определёнными религиозными чувствами, а потому что ТАК НАДО и ВСЕ НОСЯТ. Туда же относится и почитание икон, строжайшим образом запрещённое во второй заповеди десятисловия (Исх. 20, 4. Втор. 5, 8.).
Стоит, наверное, припомнить и анимизм – веру в существование духов и души, самое древнее верование людей. И грех не сказать о вере в возможность с помощью определённых действий влиять на явления окружающего мира – магию, которая благополучна жива не только в Христианстве, но и вне его.
Руководствуясь всем сказанным, не стоит удивляться многим церковным обрядам и обычаям, а так же проникновению языческих праздников в церковные. Ивана Купала, яблочный спас, медовый спас, Масленица и др. И если древние евреи узнали бы, что описанный на страницах книги Исход пресный хлеб, опреснок, превратиться в пышную и сдобную пасху, то наверняка придумали бы его выпекать, вообще либо без муки, либо без воды.
Как видно, призывы оппозиции не слишком утруждать себя обременительными канонами иудейской религии, прижившимися в христианстве, нашли горячую поддержку в сердце простого народа. Посему пастырям от власти пришлось приспособить (правильнее сказать перестроить) её на более удобоваримый лад. Не стоит и напоминать, что преподобные отцы церкви не встали на защиту святой идеи, ради самой идеи, а наоборот способствовали такого вида трансформации, прекрасно понимая, что их зарплата прямо пропорционально зависит от количества прихожан, причем их качество особенно в расчёт брать не стоит. Поэтому, чем большее их количество найдёт для себя отдушины в жёстких христианских законах – тем лучше. Пусть люди верят как ни будь, и как следствие посещают церковь, чем не верят никак.
Другое по темеВозникновение и ранние формы религии
Истоки первых религиозных представлений предков современного
человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни.
Видимо, это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации
нижнепалеолитически ...
|