Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Словарь терминов:
Страница 3

ДЗЭН

(яп., кит. – чань, от санскр. дхьяна, «медитация»). Одно из самых популярных направлений буддизма во всём мире. Провозглашает необходимость «спонтанного», внезапного «пробуждения», для чего активно используются самые различные средства психотренинга, в основном дзадзэн и коаны. Целью дзэнской практики считают не передачу ученику каких-либо знаний, а подведение его к такому состоянию, в котором он сможет сам достичь сатори, или «озарения».

ДХАРММАПАДА

(пали) – «Путь буддийскоу доктрины»; наиболее известный текст палийского канона, который содержит 423 стиха-афоризма. Популярен во всех школах буддизма.

ДХАРМА

(санскр.) – одно из важнейших понятий в буддизме. Имеет много значений, основные из которых – учение, или доктрина, излагаемая в систематической форме; правильное поведение, закон, справедливость; условие, или причинная обусловленность явлений; некие универсальные явления, присущие всему бытию; высшая реальность. В основном понятие дхармы употребляется в качестве обозначения требований буддийского учения, или закона.

ДХАРМАКАЯ

(санскр.) – одно из трёх тел Будды, наряду с «телом блаженства» и «феноменальным». Дхармакая – космическое тело.

ДХАТУ

(пали) – букв. корень, классы элементов. Может обозначать четыре всеобщих элемента (землю, огонь, воду и ветер); три основных уровня бытия (материальное, делящееся на мир желаний и материю, и нематериальное); восемьнадцать классов элементов, создающих единый поток сознания личности; универсальный мир дхармы, истины.

ЗАСЛУГА

– благое действие, формирующее хорошую карму.

ИНДРИЯ (

санскр.) – «воспринимающая способность». Органы чувств, плюс сознание. Инструмент познания мира человеком.

ЙОГА

(санскр., букв. «единение», «способ») – комплеск приёмов и методов для очищения тела и сознания для обеспечения духовного прогресса. Активно используется в буддийских школах. Считается, что сам Будда учился йоге у отшельника Араты Каламы.

КАЛАЧАКРА

(санскр. «колесо времени») – одна из важнейших систем буддийской Тантры. Так же называется и текст, излагающий эту систему. Философия калачакры испытала сильное влияние вишнуизма, шиваизма, манихейства и особенно ислама. Последователи Калачакры почитают 24-рукого Адибудду Калачакру, олицетворяющего слияние Времени и Пустоты.

КАРМА

(санскр.) – букв. «действие», «обязанность». В тхераваде – любые волевые намерения человека. Упрощённо – закон воздаяния, закон причин и следствий, близкий к понятию «судьба» у западных народов. Всеми своими мыслями и поступками человеческие существа создают себе карму, которая, в свою очередь, конструирует дальнейшие события жизни человека согласно свершённым им «грехам» либо «заслугам». Непреднамеренное действие кармы не создаёт, и в этом отличие буддийской доктрины от христианской. В буддизме главное – мысль, в то время как в христианстве – действие, или даже результат действия («плод»). Понятие кармы чрезвычайно сложное, ибо считается, что лишь Будда постиг её закон.

КАРУНА

(санскр.) – активное сострадание, один из двух столпов, наряду с мудростью, махаяны.

КЛЕША

(санскр.) – загрязнение, осквернение, моральное падение, ненависть, вожделение и иллюзия, которые должны быть преодолены практикующим.

КОАН

(яп.) – история из жизни дзэнских патриархов, в сокрытом виде содержащее некоторое важное поучение, дзэнскую идею или мысль. Одна из двух основных практик в дзэн-буддизме наряду с дза-дзэн.

«КОЛЕСО ЖИЗНИ»

– одно из важнейших буддийских понятий. Обозначает круговорот рождений и смертей, вырваться из которого человек может лишь постигнув суть учения Будды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Религия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно боль ...