Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Словарь терминов:
Страница 5

НИРОДХА

(пали) – эквивалент нирваны. Угасание нежелательных качеств.

ПАРАМИТА

(санскр. «переправа») – совершенство.

ПАТРА

(санскр.) – чаша для для подаяний.

ПИТАКА

(пали, букв. «корзина») – канонические буддийские тексты: винная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака.

ПРАДЖНЯ

(санскр.) – трансцедентальная мудрость, божественная интуиция. Одно из шести совершенств и вторая опора махаяны.

ПРАДЖНЯПАРАМИТА

(санскр., букв. «запредельная мудрость») – священная литература буддизма, включающая такие важнейшие буддийские тексты, как «Алмазная сутра» и «Сутра сердца».

ПРАТЬЯКША

(санскр.) – восприятие, один из двух, наряду с выводом, источников достоверного знания в буддийской гносеологии.

ПРЕТА

(пали) – духи умерших.

РАГА

(пали) – алчность, которая вместе с ошибками (доша) и невежеством (мокха) образуем «три основных недостатка характера».

РАТНА

(санскр.) – жемчужина, драгоценность. Для буддистов величайшие драгоценности это Будда, дхарма и сангха.

РУПА

(санскр., пали) – форма, в отличие от арупы – бесформенности.

САДДХА

(санскр.) – вера. Основной фактор на пути к просветлению.

САМАДХИ

(санскр.) – просветление, последняя ступень восьмеричного пути, ведущего к нирване.

САМБОДХИ

(санскр.) – мудрость, проницательность, постижение истины.

САМБХОГАТАЯ

(санскр.) – «тело блаженства» Будды.

САНГХА

(санскр., дословно – «общества») – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) либо монахини (бикхуни).

САНСАРА

(санскр., досл. «блуждание», «круговорот») – термин, обозначающий мирское бытие, суету, обычную земную жизнь, которую буддисты считают иллюзорной.

САТОРИ

(яп.) – «пробуждение», просветление, озарение. Высшая цель в дзэне.

СВАСТИКА

(санскр. от «су» – прекрасный и «асти» – быть). Индийский символ благоденствия и процветания. В буддизме – символ буддийского учения.

СИДДХА

(санскр. «совершенный») – человек, достигший совершенства. Сидхи – сверхъестественные способности.

СИДДХАРТХА

(санскр.) – личное имя Будды. В переводе означает «тот, чья цель достигнута».

СКАНДХА

(санскр.) – одно из основных понятий буддизма. Обозначают некий элементарный компонент, порождение «непросветлённого» сознания, из которого состоит весь окружающий мир. Комбинации скандх порождают все вещи во Вселенной и самого человека. Для «просветлённого» скандхи иллюзорны, они теряют свою власть.

СМРИТИ

(санскр.) – внимательность, седьмой шаг на «благородном восьмеричном пути».

СТУПА

– буддийское культовое сооружение, напоминает конус.

СТХАВИРАВАДА

– иначе Тхеравада, «школа старой мудрости». Самая древняя из буддийских школ.

СУТРА

(санскр.) – нить, на которую нанизаны жемчужины. Буддийские тексты, состояние из отдельных афоризмов. Иное название – Сутта.

ТАНТРА

(санскр., букв. «непрерывность») – имеет несколько значений: одно из названий вадхраяны; базовые тексты ваджраяны. Тантрический буддизм отличается от традиционного буддизма более широким использованием йогических и мистических практик.

ТАПАС

(санскр.) – аскетизм, отвергнутый Буддой как ненужный.

ТАТХАГАТА

(санскр. «так ушедший, так ушедший») – синоним титула «Будда». Тот, кто достиг освобождения.

ТИПИТАКА

– основной священный текст буддизма, делящийся на Винная-питаку, Сутта-питаку и Абхидхарма-питаку.

ТРИКАЯ

(санскр.) – три тела Будды: видимое, или физическое, феноменальное, которое Будда мог изменять по своему желанию, и «тело закона», которое считалось суммой всех присущих Будде качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Буддизм и синтоизм в Японии
Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых двух мощных культурных центров ощущало ...