НИРОДХА
(пали) – эквивалент нирваны. Угасание нежелательных качеств.
ПАРАМИТА
(санскр. «переправа») – совершенство.
ПАТРА
(санскр.) – чаша для для подаяний.
ПИТАКА
(пали, букв. «корзина») – канонические буддийские тексты: винная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака.
ПРАДЖНЯ
(санскр.) – трансцедентальная мудрость, божественная интуиция. Одно из шести совершенств и вторая опора махаяны.
ПРАДЖНЯПАРАМИТА
(санскр., букв. «запредельная мудрость») – священная литература буддизма, включающая такие важнейшие буддийские тексты, как «Алмазная сутра» и «Сутра сердца».
ПРАТЬЯКША
(санскр.) – восприятие, один из двух, наряду с выводом, источников достоверного знания в буддийской гносеологии.
ПРЕТА
(пали) – духи умерших.
РАГА
(пали) – алчность, которая вместе с ошибками (доша) и невежеством (мокха) образуем «три основных недостатка характера».
РАТНА
(санскр.) – жемчужина, драгоценность. Для буддистов величайшие драгоценности это Будда, дхарма и сангха.
РУПА
(санскр., пали) – форма, в отличие от арупы – бесформенности.
САДДХА
(санскр.) – вера. Основной фактор на пути к просветлению.
САМАДХИ
(санскр.) – просветление, последняя ступень восьмеричного пути, ведущего к нирване.
САМБОДХИ
(санскр.) – мудрость, проницательность, постижение истины.
САМБХОГАТАЯ
(санскр.) – «тело блаженства» Будды.
САНГХА
(санскр., дословно – «общества») – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) либо монахини (бикхуни).
САНСАРА
(санскр., досл. «блуждание», «круговорот») – термин, обозначающий мирское бытие, суету, обычную земную жизнь, которую буддисты считают иллюзорной.
САТОРИ
(яп.) – «пробуждение», просветление, озарение. Высшая цель в дзэне.
СВАСТИКА
(санскр. от «су» – прекрасный и «асти» – быть). Индийский символ благоденствия и процветания. В буддизме – символ буддийского учения.
СИДДХА
(санскр. «совершенный») – человек, достигший совершенства. Сидхи – сверхъестественные способности.
СИДДХАРТХА
(санскр.) – личное имя Будды. В переводе означает «тот, чья цель достигнута».
СКАНДХА
(санскр.) – одно из основных понятий буддизма. Обозначают некий элементарный компонент, порождение «непросветлённого» сознания, из которого состоит весь окружающий мир. Комбинации скандх порождают все вещи во Вселенной и самого человека. Для «просветлённого» скандхи иллюзорны, они теряют свою власть.
СМРИТИ
(санскр.) – внимательность, седьмой шаг на «благородном восьмеричном пути».
СТУПА
– буддийское культовое сооружение, напоминает конус.
СТХАВИРАВАДА
– иначе Тхеравада, «школа старой мудрости». Самая древняя из буддийских школ.
СУТРА
(санскр.) – нить, на которую нанизаны жемчужины. Буддийские тексты, состояние из отдельных афоризмов. Иное название – Сутта.
ТАНТРА
(санскр., букв. «непрерывность») – имеет несколько значений: одно из названий вадхраяны; базовые тексты ваджраяны. Тантрический буддизм отличается от традиционного буддизма более широким использованием йогических и мистических практик.
ТАПАС
(санскр.) – аскетизм, отвергнутый Буддой как ненужный.
ТАТХАГАТА
(санскр. «так ушедший, так ушедший») – синоним титула «Будда». Тот, кто достиг освобождения.
ТИПИТАКА
– основной священный текст буддизма, делящийся на Винная-питаку, Сутта-питаку и Абхидхарма-питаку.
ТРИКАЯ
(санскр.) – три тела Будды: видимое, или физическое, феноменальное, которое Будда мог изменять по своему желанию, и «тело закона», которое считалось суммой всех присущих Будде качеств.
Другое по темеЛамаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой
религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных
цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко,
буддизм не был и не мог б ...
|