Хиджра. Иллюстрация художника Н. Ушина к повествованиям «Тысячи и одной ночи».
В итоге положение мусульман в Мекке сделалось невыносимым, а язычники поклялись не иметь дела с хашимитами (напомним, что Мухаммад происходил из рода Хашима), не заключать с ними браков и не торговать. Клятву, как велел обычай, записали на кожаном свитке и повесили в Каабе.
Смерть Хадиджи и дяди Абу Талиба, старейшины хашимитов, вынудили Мухаммада искать поддержки за пределами Мекки. По традиции в Мекку со всей Аравии приходили паломники, и Мухаммад неустанно призывал их к исламу. Жители оазиса Йасриб, приблизительно в пятистах километрах севернее Мекки, заинтересовались его учением и попросили Мухаммада прибыть к ним третейским судьей для решения местных споров (древний арабский обычай). Мухаммад использовал это приглашение, чтобы покинуть Мекку. Более того, он решил переселить в Йасриб всю мусульманскую общину. Это переселение (Хиджра) сыграло огромную роль в дальнейшем распространении ислама, поэтому впоследствии, при халифе Омаре, его приняли за отправную точку нового мусульманского летосчисления (правда, первым днем календаря определили все-таки не дату прибытия Пророка в Йасриб, а первый день месяца мухаррам); первый год Хиджры соответствует 622 году христианского летосчисления.
Накануне отъезда из Мекки Мухаммаду было ниспослано знаменитое пророческое видение — Исра вал-Мирадж. Среди мусульманских теологов нет согласия в том, было это именно видение или же путешествие Мухаммада по святым местам и на небеса произошло на самом деле (впрочем, большинство все же склоняется к последней точке зрения). Как бы то ни было, именно после Мираджа Мухаммад был признан соплеменниками Пророком.
Пророк Мухаммад на Бураке возносится на небеса. Арабская миниатюра
Пророк Мухаммад на Бураке возносится на небеса. Арабская миниатюра. По преданию, он спал возле Каабы, когда перед ним предстал ангел Джибрил, державший под уздцы удивительное животное — крылатого коня ал-Бурака с человеческим лицом. По воле Аллаха ал-Бурак перенес Мухаммада к гробнице Ибрахима, затем к гробнице Дауда и наконец — к «отдаленнейшей мечети» в Иерусалим. В Коране говорится: «Хвала Тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (17:1). На иерусалимской горе Мориа Мухаммад совершил совместную молитву с пророками-предшественниками — Ибрахимом, Мусой и Исой; во время молитвы он приглядывался к Исе, чтобы удостовериться, что перед ним — действительно Иса, а не чудовищный Даджжал, который должен принять облик пророка перед концом света. После молитвы, оставив ал-Бу-рака в Иерусалиме, Мухаммад в сопровождении Джибрила вознесся на небеса, где его встретили пророки древности — Адам, Йусуф, Идрис, Харун, а также Ибрахим, Муса и Иса. Он увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, и сам Аллах говорил с ним. (Толкователи Корана в большинстве своем полагают, что Мухаммад общался с Господом через завесу — даже он не смог бы вынести Божественного величия во всем Его сиянии.) Мухаммад побывал в раю и своими глазами наблюдал, как казнятся грешники в аду.
После этого Мухаммада вернули в Мекку, причем обнаружилось, что за время отсутствия постель его еще не успела остыть, а из опрокинутого кувшина вытекла едва ли капля воды.
Наутро Мухаммад поведал о своем путешествии горожанам, но те подняли его на смех, и тогда Аллах велел Пророку подняться на ограду Каабы и явил ему Иерусалим, чтобы он во всеуслышание описывал то, что видит. Этот случай поколебал часть упорствовавших в неверии; в Коране по этому поводу сказано: «Клянусь звездой, когда она закатывается! Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился. И говорит он не по пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается. Научил его Сильный мощью, Обладатель могущества, вот Он стал прямо на высшем горизонте, потом приблизился и спустился, и был на расстоянии двух луков или ближе, и открыл
|