Немного отступим от последовательности изложения, чтобы вкратце коснуться законов, принятых мусульманской общиной — уммой. Итак, законы гласили, что пятая часть военной добычи должна доставаться общине.
Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме.
В пользу общины же обращалась и файя — «возвращенное от недостойных», например, имущество бану курайза. Новый закон о наследовании гласил, что женщине причитается половина от доли мужчины и что она вправе самостоятельно распоряжаться своей долей имущества. Закон о браке устанавливал суровое наказание за прелюбодеяние и разрешал мусульманину иметь четырех жен, если он в состоянии их содержать.
Наконец, единственным условием вступления в умму признавалось принятие ислама: членом общины, «умма Мухаммадийа», мог быть только мусульманин по вероисповеданию.
Весной 628 года Мухаммад в сопровождении вооруженного отряда выступил из Медины, чтобы совершить паломничество к Каабе. На границе области Мекки ему преградило путь войско курайшитов. Сражение вблизи святыни было невозможно как для тех, так и для других, поэтому Мухаммад отступил к пересохшему водопою Худайбийа, куда к нему прибыли гонцы от старейшин Мекки. Было заключено перемирие сроком на десять лет, причем мусульмане получили разрешение совершать паломничество (хадж) в Мекку на три дня в году, мекканцы согласились не чинить препятствий желающим принять ислам, а Мухаммад пообещал не нападать на мекканские караваны. Правда, в тексте договора, составленном мекканцами, Аллах упоминался без титула ар-Рах-ман (Милостивый), что вызвало возмущение мухаджиров и ансаров, которые призывали Мухаммада разорвать договор. Но Мухаммад успокоил горячие головы, договор был скреплен, и мусульманская община оказалась, говоря современным языком, юридически признанной. После перемирия с Меккой мусульмане захватили богатые оазисы Хайбар и Фадак на пути в Сирию, благодаря чему ислам вышел из пределов мединского оазиса и начал распространяться по Аравии.
Считается, что приблизительно в это время Мухаммад направил послания владыкам соседних государств. Как пишет М. А. Родионов, «он написал византийскому императору Ираклию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, а также правителям Омана, Йемена, Бахрейна и большого аравийского оазиса Йамамы. Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитского христианства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в ислам. Наместник Египта откликнулся подарками — двумя сестрами-невольницами с евнухом, мулом и узорными коптскими тканями, но никто из мирских властителей не внял призыву, а иранский шах даже разорвал в гневе письмо Пророка. Однако именно в это время ислам вышел за пределы Аравии, превращаясь из местной в мировую религию».
В 629 году Мухаммад совершил малое паломничество — умру, а в самом начале 630 года мусульмане вступили в Мекку, причем на сторону Мухаммада перешли вожди мекканцев — Амр ибн ал-Ас, будущий завоеватель Египта, великий полководец Халид ибн ал-Валид, бывший противник Пророка Абу Суфйан, дядя Мухаммада Аббас ибн Абд Муталлиб. Предание гласит, что когда отряды мусульманских воинов один за другим проходили мимо, потрясенный их количеством Абу Суфйан расспрашивал, кто они, откуда, и почти всякий раз изумлялся, поскольку множество из них еще совсем недавно выступали против ислама: «Они — от всех арабов! Они были злейшими врагами Мухаммада! Как же такое могло случиться?» Аббас ибн Абд Муталлиб ответил ему: «Аллах вложил ислам в их сердца, и все это произошло по милости Всевышнего!» В Мекке Мухаммад исполнил обряды хаджа — семикратно объехал вокруг Каабы, положил два земных поклона, испил воды из священного источника Замзам и приказал уничтожить всех идолов в святилище, после чего вознес молитву Аллаху и обратился к мекканцам с проповедью. Этот хадж как бы предварял собой знаменитое паломничество 632 года, после которого произошло окончательное оформление и закрепление ритуалов хаджа.
Другое по темеРелигиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в
своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные
раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с
течением времени зам ...
|